Пекинская перегородчатая эмаль

Пекинская (Бейджинская) перегородчатая эмаль, или «Цзинтай Лань» — одно из традиционных достояний китайской культуры. Выполненные в этой технике изделия всегда были признаком богатства и высокого социального статуса, и служили китайским императорам в качестве дворцовой и храмовой утвари, предметов обихода. Сегодня мы побываем на фабрике перегородчатой эмали, расположенной в пригороде Пекина, и посмотрим, как создаются эти уникальные изделия.

 

Искусство перегородчатой эмали зародилось еще в Древнем Египте, позже распространившись в Византии и на Ближнем востоке. В в период правления в Китае монгольской династии Юань (1271—1368) техника перегородчатой эмали попала из Турции в Китай, где получила значительное развитие и была доведена до совершенства в последующие периоды правления династий Мин (1368—1644) и Цин (1644—1911).

Название «Цзинтай Лань», что переводится как «Лазурь Цзинтай», обусловлено тем, что именно в период правления Цзинтай (1450—1456) в пекинских мастерских наладили наиболее массовое производство изделий из перегородчатой эмали. Основным цветом был синий, он же лазурит.

 

На протяжении сотен лет, наибольшее развитие получила именно Пекинская техника эмали, что неудивительно — ведь расположенный в Пекине императорский «Запретный Город» был основным местом применения для данных изделий. Из-за высокой стоимости и особого статуса, позволить себе изделия из перегородчатой эмали могли только самые богатые и приближенные к императору люди, вдобавок, жившие в императорском дворце.

В двадцатом веке, с годами развития технологии и увеличением спроса, значительно увеличилось и количество специалистов по эмали, открылись новые производства. Некогда недоступные большинству изделия из перегородчатой эмали сейчас по-прежнему очень дороги, но все же гораздо доступнее, чем в императорские времена.

Высокая стоимость эмалированных изделий обусловлена практически полным отсутствием механизированных операций — каждое изделие изготавливается вручную и является уникальным.Первым делом, из тонких листов меди или латуни (в самых дорогих изделиях, вместо меди используется серебро или золото) выковывается заготовка.После этого на заготовку наносится сложный рисунок, согласно заранее созданному тканевому шаблону.Затем приходит время нанесения границ рисунка, тех самых перегородок (отсюда и пошло название — «перегородчатая эмаль»).

Каждая перегородка бережно прикрепляется к изделию при помощи специального клея.На каждой вазе таких перегородок — сотни. Перегородчатая эмаль — трудозатратная и сложная эмальерная техника, не поддающаяся механизации. Учитывая сложность рисунка, трудно представить себе трудоемкость и кропотливость данного процесса.Когда основа рисунка создана, изделие посыпается припоем из тщательно размельченных, в идеале, серебряных опилокПосле этого изделие направляется в печь. В процессе обжига клей выгорает, а припой равномерно распределяется по поверхности, надежно фиксируя перегородки.Затем приходит время раскраски. Эта операция также выполняется вручную.

Полное, без углублений, заполнение эмалью ячеек является отличительным признаком перегородчатых эмалей. Для изделий, выполненных в технике «Цзинтай Лань», наиболее характерен природный орнамент с изображениями зверей и птиц.

Как говорил Цзао Шао, знаток искусства времен Минской династи, «Только женщины могут позволить себе пользоваться этими шедеврами в хозяйстве, истинный же благородный муж видит в них лишь объект восхищения

Инкрустированный драгоценными камнями чудо-ларец

Китайская перегородчатая эмаль сегодня — не только дань традиции, и важная статья китайского экспорта. Туристы покупают эмаль очень охотно, поэтому дела в магазине при фабрике идут очень хорошо.

Обилие ручного труда, трудоемкость и длительность процесса обуславливает крайне высокую по китайским меркам цену. Самая маленькая вазочка стоит не дешевле 780 юаней — на наши деньги это около 3 800 рублей. Эти, 20-и сантиметровой высоты, подороже — 898 юаней или 4 340 рублей.

Конечно, такие дорогие вазы покупают не каждый день — зато туристы охотно фотографируют красоту, после чего выбирают себе что-нибудь попроще. Никто не уходит без покупок!

Один из самых недорогих вариантов изделий с перегородчатой эмалью — крошечная шкатулка.

«Сикока-сикока?» Наш китайский сопровождающий и корреспондент Радио-Маяк с изумлением изучают ценник. Эта огромная ваза высотой более 2 метров обойдется покупателю в 2 360 000 юаней, т.е. примерно 11.5 миллионов рублей. Зато не хуже, чем у императора!

источник

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Captcha Captcha Reload